Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 16

Например: «Что сделал Саша?» – «Саша посадил котенка под стул».

«Что сделала Маша?» – «Маша вытащила котенка из-под стула».

3. «Магазин»

На столе расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к доске и «покупают» для куклы Маши мебель.

Комментарии к действиям:

«Я куплю в спальню Маше кровать»;

«Я куплю в спальню Маше платяной шкаф»;

«Я куплю в столовую Маше стол и четыре стула».

Затем дети сортируют купленную мебель в зависимости от её назначения. Логопед помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, столовая мебель, мебель для детской комнаты, мебель для гостиной.

4. Дети по плану, рассказывали продавцу про мебель, которую хотели купить.

План рассказа:

Что это? (назначение: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

Какой формы

Как используется в хозяйстве?

Тема: «Транспорт»

1. «Для чего используется транспорт?»

На столе стоят игрушки: самолёт, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз и т.д.

В гости к детям приходит старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Логопед обращает внимание на ковер-самолет старика и предлагает познакомить гостя с назначением современных видов транспорта.

Пример ответа: «Эта машина – скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина – самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».

2. «Шофер» (можно использовать атрибуты руль, штурвал)

План рассказа:

Что это?

Из каких частей состоит?

Чет приводится в движение? (Электричество, топливо).

Где движется этот транспорт?

Для чего используется? Что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

3. «Кто управляет этим видом транспорта?»

Логопед показывает детям картинки с изображением видов транспорта и предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл – мотоциклист; велосипед – велосипедист; теплоход – капитан; автобус – водитель; трамвай – вагоновожатый; самолет – пилот.

4. «Как назвать?»

Предложить детям называть того,

кто на паровозе ездит – машинист кто утром делает зарядку – спортсмен,

кто песни сочиняет – композитор,

кто играет на рояле – пианист,

кто ломает все – хулиган,

кто водит самолет – летчик, пилот.

Тема: «Профессии»

1. «Играем в профессии»

Детям раздаются картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого на картинке продавец?» («У меня продавец»); «Изобрази, что делает продавец («Взвешивает яблоки»). Если не может изобразить комментирует. Каждая картинка обсуждается.

2. «Кто что делает?»

Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит…

Пчел разводит…

Трубы чистит…

Землю копает…

При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-лов). Логопед объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.

Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

3. «Назови мамину профессию»

Логопед напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Новое в образовании:

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...

Однородность различных членов предложения и средства связи при них
Однородность членов предложения - это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических условий, ни из семантических, хотя и зависит от них. П.А. Лекант указывает, что однородные члены предложения являются наиболее регулярной и активной разновидностью сочиненных комп ...

Особенности познавательной сферы подростков
Известный психолог Р.С. Немов так пишет в своих трудах: «Учение в школе – это организованный процесс. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида». Психология – необходимая основа математики. Еще делегаты 1 всероссийского съезда ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru