4. «Из чего сделана посуда»
Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.
Например: Вилка из металла – металлическая.
Стакан из стекла – стеклянный.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Ложка из дерева – деревянная.
Тарелка из пластмассы – пластмассовая.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
5. «Разложи продукты по своим местам»
Цель: развитие навыков словообразования.
Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам.
Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.
Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.
6. «Что нарисовано?»
Детям предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребёнок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.
Например: «Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда».
7. «Водичка»
На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т.д. рядом стоим емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их: «Я наливаю воду из чайника в чашку»; «Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».
Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.
Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать куда-то (в стакан, кастрюлю), полить что-то (землю, грядку). Логопед учит детей слышать близкие слова и различать их значения в зависимости от приставок.
Тема: «Мебель»
1. «День рождения Маши»
Логопед объявляет детям, что сегодня у куклы Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Дети по предметным картинкам и наводящим вопросам логопеда составляют рассказ «День рождения Маши».
План рассказа:
Где Маша готовила еду? (На кухне).
Какая там стоит мебель? (Кухонная).
Откуда Маша достала продукты? (Из холодильника).
Где Маша резала салаты? (На столе).
Где жарила мясо? (На плите).
Из какого шкафа Маша достала праздничное платье? (Из платяного).
В какую комнату Маша пригласила гостей? (В гостиную комнату).
Куда Маша поставила угощение для гостей? (На обеденный стол).
Откуда Маша достала тарелки? (Из серванта).
Перед чет Маша расчесывала волосы, когда гости ушли? (Перед трюмо).
В какой комнате легла Маша спать, когда кости ушли? (В спальной комнате).
Какая там стояла мебель? (Спальная мебель).
Куда Маша сложила праздничное платье? (В платяной шкаф).
Куда Маша легла спать? (В кровать).
2. «Котёнок»
Логопед показывает детям игрушечного котенка и говорит: «К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: «Котенок на стуле»; «Котенок в шкафу» и т.д. Затем логопед тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребёнку. После того, как он выполнит задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения.
Новое в образовании:
Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива
Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращ ...
Содержание понятия логика
Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозна ...
Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...