Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 13

Н – начало года;

К – конец года.

В таблице видна наглядная разница в усвоении лексики и навыков словообразования в речи детей.

Результаты таблицы свидетельствуют об эффективности выбранной методики, с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игровую деятельность.

Используя полученные значения, нам хотелось показать речевой профиль одного из обследуемых детей.

Отложив на оси ординат успеваемость: выполнение заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий.

Выполняемые задания:

Сформированность обобщающих понятий.

Сформированность умения подбирать антонимы.

Сформированность умения называть профессии.

Умение называть детенышей животных.

Умение образовывать прилагательные от существительных.

У О. Широбокова сформированность обобщающих понятий от 50% повысилась до 80%, умение подбирать антонимы от 20% повысилось до 60%, также улучшились результаты в умении называть детенышей животных от 50 до 70%, образование прилагательных от существительных повысилось от 20 до 70%. Результаты видны на графике.

Таким образом, дидактические игры повлияли на результаты коррекционной работы по предупреждению нарушений лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Пути коррекции с помощью игр

Для совершенствования словарного запаса детей, необходимый речевой материал подавался в игровой форме, так у ребёнка появлялся мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне со взрослыми.

Поэтому использовались различные игры для развития лексической стороны речи по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» … со зрительной опорой на специальное пособие.

В процессе коррекционной работы мы использовали следующие игры:

1. «Писатель»

Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Что из него готовят?

2. «Вершки-корешки»

Цель: Расширение знаний об особенностях различных овощей.

До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других-то, что растёт в земле (корешки).

Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), а другая приседать, когда логопед назовет «корешки» (картофель, лук, редис).

Той команде, которая выиграет одевали маски овощей, или пели песенку.

3. «Собираем урожай»

На панно «Огород» расставлены овощи. Дети «собирают» овощи, комментирую свои действия: «Я дергаю морковь – это овощ»; «Я копаю картофель»; «Я срываю горох» или логопед помогает: «Что ты срываешь? Горох?».

4. «День рождения зайца»

Детям пришло приглашение на день рождения. На столе овощи и фрукты (картинки). Дети выбирают подарок. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу подарки со словами: «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ».

5. «Какой подарок не назвали»

Раскладываем все «подарки» детей перед зайцем и благодарим от его имени за принесённые овощи, фрукты, перечисляя их. Но один овощ или фрукт назвать забываем. Дети должны отгадать, какой?

6. «Таинственный мешочек»

Детям предлагается «мешочек», в котором ребёнок на ощупь определяет, что он будет дарить зайцу. Для игры можно применять настоящие овощи.

7. «Повар»

Дети делятся на команды. Каждая команда набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У логопеда «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового супа, сока, компота, салата овощного, фруктового, варенья и т.д.).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Новое в образовании:

Методика введения понятий: функции, аргумента, области определения
Не смотря на чрезвычайно большой объем, широту и сложность понятия функции, его простейший вариант дается уже в средних классах школы. Это понятие в дальнейшем играет важную роль, являясь базовым понятием в изучении алгебры и начал анализа. Начиная с 7 класса средней школы идет постепенное изучение ...

Нарушение звукопроизношения
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это ...

Исследование состояния связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием описательной речи
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полно­ценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способно­стей и других сторон психической деятельности. Особое внимание в формировании с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru