Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 9

В ходе проведения анкетирования и опроса нами были вскрыты следующие моменты: 61% современных школьников не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны; занимают пассивную позицию. В то же время старшеклассники понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу.

Среди 11 терминальных ценностей (цели - ценности) ядро ценностей в жизни старшеклассников занимают: 83% - здоровье; независимость - 82%; любовь - 72%; общественное призвание, почет - 76%. Второе место в жизни учащихся занимают: счастливая семейная жизнь - 73%; наличие хороших и верных друзей - 70%; материальное благополучие - 69%. Третье место занимают: интересная работа - 50%; удовольствия в жизни - 45%; жизненная мудрость - 45%. Среди инструментальных ценностей (ценностей - средства) в ядро ценностей вошли следующие: - богатство - 74%; образованность - 68%; твердая воля - 68%; карьера - 67%. Вторую позицию занимают: смелость - 65%; широта взглядов - 63%; рационализм - 57%. Третье место заняли: трудолюбие - 42%; самодисциплина - 37%. В особую группу (хвост) заняли ценности - средства, которые не значимы для учащихся: доброта - 30%; чуткость - 22%; милосердие - 19%; долг - 15%. Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента нравственные ценности для старшеклассников не значимы.

Как показал опрос у большинства старшеклассников преобладает прагматическое отношение к действительности. По их мнению не важно иметь такие качества как доброта, гуманность, чуткость, долг, совесть. Следовательно, результаты констатирующего эксперимента показали значимость проблемы воспитания нравственных ценностей как результатов поведения старшеклассников.

На этапе формирующего эксперимента изучалась динамика воспитания нравственных ценностей старшеклассников на основе организации для учащихся нравственных воспитывающих ситуаций, создания воспитывающей среды, педагогической поддержки, этической защиты, взаимодействия с семьей воспитанников. На этом этапе использовался комплекс методик: «Незаконченное предложение», изучение сплоченности классного коллектива по методикам Л.М. Фридмана, видоизмененная методика М. Рокича, методика Н.Е. Щурковой «Фантастический метод», методика М.И. Шиловой по изучению нравственной воспитанности старшеклассников, позволяющих выявить отношения старшеклассников к нравственным ценностям, уровень воспитания нравственных ценностей.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы мы проследили динамику воспитания уровня нравственных ценностей на основе методики М.И. Шиловой. На примере теста «Размышляем о жизненном опыте» нами определялась нравственная воспитанность старшеклассников в течение трех лет в ходе экспериментальной работы. Мы выделили три критерия определения нравственной ориентации старшеклассников: безнравственная, несформированная, нравственная. Результаты представлены в табл. 9. Безнравственный (низкий) уровень - проявление эгоцентризма, отсутствие доброты, уважения к личности другого, направленность на свои интересы и потребности.

Несформированный (средний) показатель уровня воспитания нравственных ценностей - средняя потребность в нравственных поступках в зависимости от ситуации, приспособленческая реакция во взаимодействии с коллективом, единичное стремление принести пользу во благо. Нравственный (высокий) уровень нравственной воспитанности - чуткость, доброта, уважительное отношение к окружающим, чувство долга, проявление гуманности, адекватная самооценка, требовательность к себе, ответственность.

Таблица 9 Динамика нравственной воспитанности школьников (в %)

Критерии нравственной

9 класс

10 класс

11 класс

воспитанности

Нравственная

42

69

76

Несформированная

47

27

20

Безнравственная

11

4

4

Анализ таблицы показал заметное изменение уровня воспитания нравственных ценностей в ходе эксперимента. Если на 1-ом этапе эксперимента с нравственной воспитанностью было 42% старшеклассников, то к окончанию школы - 76%. Снизилось процентное соотношение старшеклассников с безнравственной ориентацией с 11% до 4%.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Новое в образовании:

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...

Разработка и реализация технологии, направленной на формирование культуры общения на уроках информатики в УНПО
Программа по формированию культуры общения на уроках информатики Цели программы: 1) формирование навыков культуры общения в информационной среде; 2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, сист ...

Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования
Проблема оптимизации педагогической деятельности в любых образовательных учреждениях традиционно актуальна. Один из путей ее решения заключается в усилении профессионально значимых качеств личности педагогов (Зимняя И.А., Лифинцева Н.И., Маркова А.К., Митина Л.М., Сластенин В.А.). Центры психолого- ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru