Таким образом, существует два подхода к понятию натурального числа:
- теоретико-множественный (количественная теория) и аксиоматический (порядковая теория), которые тесно переплетаются в методике преподавания. Поэтому, чтобы избежать ошибок, учитель должен знать, какой из подходов лежит в основе изучения конкретного вопроса.
Теоретико-множественный подход к понятию натурального числа базируется на понятиях конечного множества и взаимно-однозначного соответствия. Приведем схему введения натуральных чисел.
1. Определение. Два конечных множества называются равночисленными, если между ними можно установить взаимно-однозначное соответствие.
2. Отношение "быть равночисленным" разбивает все конечные множества на классы эквивалентности.
3. Каждый класс эквивалентности характеризуется мощностью, поэтому каждому множеству данного класса приписывают как характеристику одно и то же натуральное число.
4. Мощность пустого множества принимается за натуральное число ноль.
Понятие "быть равночисленным" и умение разбивать конечные множества на классы эквивалентности формируется у детей в дочисловой период при изучении темы "Столько, больше, меньше". Покажем, как на основе практической деятельности учащихся можно сформировать понятия о натуральных числах от 0 до 10.
Пример 1. Тема урока "Число и цифра 3".
На одной полке наборного полотна два кружочка, на второй - три, третья полочка пустая (рис. 2.17). Учитель, показывая разные конечные множества, просит разложить их по полкам, т.е. предлагает выполнить классификацию.
Рис. 2.17
После этого задаются вопросы:
1. Одинаковые ли группы предметов на второй полке? - Нет.
2. Почему же вы их поставили на одну полку? - Количество предметов у них одинаковое.
Учитель делает вывод о том, что это свойство (количество элементов каждого множества данного класса) и есть число 3.
Затем учитель показывает написание цифры 3, т.е. значка, с помощью которого изображается число три.
Следующий этап урока - закрепление. Учитель предлагает найти в классной комнате множество, содержащее по три элемента; выполнить с помощью заданной мерки измерение длины отрезка или площади геометрической фигуры, В этом случае число выступает в новом качестве: оно выражает отношение одной величины к другой. Так, выполняя задание по измерению емкости банки с помощью кружки, ученики получают натуральное число как результат отношения одной емкости к другой. Такой подход приводит к расширению понятия о положительном числе, так как результатом измерения может быть натуральное число, дробное число (положительное рациональное), иррациональное число. Таким образом, рассматривая с первого класса натуральное число как результат измерения величин, ученики постигают причины возникновения любого положительного действительного числа, что очень важно для последующего обучения в школе.
Пример 2. Тема урока "Число нуль".
Учитель задает вопросы типа: "Сколько холодильников в классе?", "Сколько грузовых автомобилей в классе?", Дети отвечают, что этого ничего нет. Тогда учитель говорит, что это соответствует числу нуль и можно записать с помощью цифры 0.
Аксиоматический подход к понятию "натуральное число" базируется на следующих основных (неопределяемых) понятиях: "натуральное число" с выделенным числом "О" (или "I") и "непосредственно следовать за ,".
В целом ряде книг за выделенное число принимается число 1. На наш взгляд целесообразнее выделять число 0, так как методика его введения аналогична методике выделения любого однозначного натурального числа (см. примеры 1 и 2). Кроме того, легче вводить тогда использование линейки.
Новое в образовании:
Приоритетные направления воспитательной и
развивающей работы с младшими подростками
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Труднос ...
Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы, значение
Систематический контроль знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематиза ...
Организация информационно-безопасного образовательного
процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы
Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, вк ...