«Где был Летя?»
а) Эта игра является усложненным вариантом игры «Отгадай-ка». Правила ее требуют от детей умения описать не предмет, а обстановку, процесс, например труд людей. Таким образом, знания детей, которые они здесь используют, должны быть не только более обширными, но и более обобщенными; от детей требуются наблюдательность, сообразительность. Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришел новый мальчик Петя. Вышел он из комнаты и заблудился. Ходит по детскому саду и заглядывает в разные двери. Расскажите, что он увидел в нашем детском саду, что делали взрослые, дети, а мы отгадаем, в какую же комнату заглянул Петя». Дети описывают кухню («Петя заглянул в дверь и увидел огромную плиту, на ней стояли большие-пребольшие кастрюли, две тети в белых фартуках и косынках варили обед, жарили котлеты»), мед.комнату, групповые, зал и т. д. Так они учатся составлять небольшие рассказы, в которых описывается обстановка и труд взрослых. Усложняя игру, воспитатель в другой раз, используя эту же ситуацию, ставит иную задачу: «Когда новый мальчик Петя приехал в наш город, ему захотелось увидеть, что в нем есть интересного, красивого, какие улицы, парки, дома. Расскажите, куда бы мог пойти Петя и что бы он мог увидеть, а мы отгадаем, куда же попал Петя».Дети рассказывают о различных объектах строительства, парках, улицах, учреждениях. Чтобы выявить знания детей, можно предложить им рассказать о городах нашей Родины, о том, что бы мог увидеть Петя, например, поехав с папой в отпуск.
б) Дается следующая тема: Петя отправился путешествовать в дальние страны. Дети активно используют свои знания о жарких и холодных странах, о Северном Ледовитом океане. Воспитатель уточняет знания и представления детей. Показывает иллюстрации, диафильмы. И дети часто сами решают, кто ответил правильно, кто нет. А главное, у них формируется интерес к приобретению новых знаний.
В играх на описание предметов можно усложнять и способы решения задачи. Угадывать предмет можно путем постановки вопроса, например, где дети угадывают задуманный предмет.
К данной группе игр относим также дидактические игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.
Переезжаем на новую квартиру
Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:1. Предметные картинки (парные): чашка — стакан, кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковородка, платок — косынка, шапка — шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто — куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки — гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапочки — сандалии, ранец — портфель, люстра — настольная лампа (рис. ).
Коробочки для складывания картинок.
Ход дидактической игры
Играют 6—9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2—3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки».— «Варежки»,— отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.
У кого какой предмет?
Цель: 1.Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность. 2.Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т. п.
Новое в образовании:
Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...
Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей
русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить особенности русских народных подвижных игр и их воздействие на развитие психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию русских народных подвижных игр. 2. Провести теоретический анализ особен ...
Специфика средств воспитания детей 3-7лет
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей. Гиг ...