Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с общением

Педагогика и воспитание » Идентичность педагога и связь идентичности с общением » Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с общением

Страница 8

В общении с учениками для таких учителей характерна мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации. В конфликтной ситуации, эти преподаватели используют стратегию компромисса. Возможно, это объясняется тем, что эти преподаватели еще не определились как профессионалы, не выработали собственный стиль общения с учениками и воспроизводят усвоенную ранее модель общения, не всегда эффективную.

Второй тип – сформировавшиеся учителя, в возрасте 35-45 лет, со стажем работы более 10 лет. Им свойственна закрытая стабильная идентичность. Они склонны к защите наличного Я, не стремятся к самоизменениям. Они так же адекватно оценивают свои качества, способствующие самоизменениям. Для них характерны невысокий уровень внутренней конфликтности и ощущение направленности жизни. Для них особенно значима профессиональная деятельность как источник формирования элементов идентичности. В общении с учениками эти преподаватели используют гибкий тип общения. В конфликтной ситуации, они используют стратегию сотрудничества. Описанные особенности общения учителей второго типа, возможно, объясняются тем, что они достигли определенной целостности самовосприятия, выработали собственную модель профессионального общения, чувствуют себя в общении с учениками достаточно уверенно, поэтому включены в общение с учениками и заинтересованы, могут свободно самовыражаться, признавать иногда свои ошибки.

Таким образом, данный тип идентичности обеспечивает учителям ощущение психосоциального благополучия, собственной целостности и ценности, что повышает эмоциональность общения и направленность его на ученика. Однако тенденция к закрытости и ригидности Я может приводить в дальнейшем к изменениям в структуре идентичности, а также к превращению некоторых ранее эффективных приемов общения в стереотипные и потому неэффективные.

Третий тип – учителя старшего возраста, с большим стажем работы. Для них характерна закрытая нестабильная идентичность. У учителей этой группы проявляется противоречие между социальной и личностной самокатегоризацией. У них нарастает неудовлетворенность своей жизнью, они ощущают собственную неадекватность. При этом у них повышается ригидность Я, нежелание изменяться и увеличивается интерес к экзистенциальным проблемам и проблемам общения, что, по-видимому, связано с актуализацией личностного аспекта идентичности. Возможно, они склонны переживать негативные эмоциональные состояния, вплоть до депрессивных.

Среди стратегий поведения в конфликтной ситуации они предпочитают избегание. По-видимому, теряя уверенность в себе, ориентацию в нормах, они стараются избегать конфликтов. Они более ориентированы на деловую сторону взаимодействия на уроке, чем на общение с учениками. Возможно, особенности их общения отражают уязвимость и ранимость состояния их идентичности и носят охранительный характер.

Подводя итоги, необходимо отметить, что выявленные нами различия в идентичности педагогов может быть связана как с возрастными особенностями, так и со стажем педагогической деятельности, а это подтверждает нашу гипотезу. Так же подтвердилась наша гипотеза о том, что идентичность связана с общением. Для уточнения причин этих различий, а так же особенностей связи идентичности и общения необходимо проведение дальнейших исследований.

Анализ эмпирических данных проведенного нами исследования позволяет заявить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: существуют различия в особенностях идентичности педагогов, в зависимости от возрастно-профессиональных характеристик, а так же, что существует определенная связь идентичности с общением, что так же подтверждает нашу гипотезу.

Нами было установлено, что на основании возрастно-профессиональных характеристик можно выделить три типа преподавателей и выявить особенности их идентичности и общения.

Первый тип – начинающие учителя, в возрасте до 35 лет, со стажем менее 10 лет, а так же студенты педагогического колледжа. Для них характерна открытая нестабильная идентичность. Они открыты восприятию нового в себе, склонны к самоизменениям. В общении с учениками можно отметить гибкость. Стратегия поведения в конфликтной ситуации компромисс.

Второй тип – сформировавшиеся учителя, в возрасте 35-45 лет, со стажем работы более 10 лет. Им свойственна закрытая стабильная идентичность. Они склонны к защите Я, не стремятся к самоизменнениям. Они используют гибкий стиль общения. Стратегия поведения в конфликтной ситуации сотрудничество.

Третий тип – учителя старшего возраста, с большим стажем работы. Для них характерна закрытая нестабильная идентичность. При этом у них повышается ригидность Я, нежелание изменяться. Среди стратегий поведения в конфликтной ситуации они предпочитают избегание.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Сущность понятия «компетентность» и «ключевая компетентность»
Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показывает, что общепринятого их определения нет. К ним относят ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов ...

Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного усп ...

Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования
Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Бол ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru