Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников

Страница 2

Мы признаем значение субъектной позиции школьника во взаимоотношениях с культурой, его безусловное право самому избирать ценности в общечеловеческом опыте. Однако не следует забывать, что речь идет о формирующейся личности с недостаточным теоретическим кругозором, эмоционально-эстетическим опытом, с неустойчивыми установками и ориентациями. Школьник в гораздо большей мере, чем взрослый, подвержен влиянию ультрасовременных стилей в искусстве, внешних форм общения. Он склонен апеллировать к мнению «авторитетов» из числа сверстников и быстро адаптироваться к групповым интересам и предпочтениям. Его эстетическое сознание открыто для всего яркого, внешне эффектного (телешоу, боевики, фильмы ужасов и др.), всего динамичного (поп-, бит-, рок-музыка). При этом духовно-нравственные и эстетические аспекты восприятия нередко остаются «за кадром». Указанные трудности эстетического развития школьников объясняются возрастными особенностями, влиянием факторов современной общественной жизни, а также недостаточным педагогическим влиянием семьи и школы. Сегодня в решении исследуемой проблемы действенными становятся личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых заключается в формировании «Я-концепции» ребенка, индивидуальном развитии его личности в соответствии с современными требованиями. Важнейшие элементы этих подходов разработаны как на Западе, так и в отечественной науке. Важное место имеют работы, раскрывающие психолого-педагогические аспекты эстетического воспитания, идеи концепции «всесторонне развитой личности» и другие. Кроме того, следует обратить внимание на положения теории педагогической поддержки, под которой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая потенциал ребенка. Именно эта теория позволяет придать более широкий гуманистический смысл и выделить в числе основных категорию «взаимодействия» воспитанников и педагогов, педагогические факторы организации деятельности воспитанников во внеучебное время и особенности их влияния на отдельные качества личности. Существенным отличием вышеперечисленных научных исследований является позиция по отношению к ребенку не только как к субъекту всей его жизнедеятельности, как к индивидууму, реализующему свое «Я» в собственном культурно-творческом развитии, самореализации и нравственно-эстетическом самоопределении. Нравственно-эстетическое самоопределение личности основывается на индивидуальном аспекте. Вместе с тем, существующая система образования в силу различных причин не может полностью реализовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку. Массовое образование строится на принципе равных прав для разных людей. Формирование личности современных школьников происходит в чрезвычайно сложных условиях. К числу трудностей в работе школы, по мнению Э.В. Безчеревных, относится расхождение образования и воспитания, превращение их в самостоятельные направления работы школы и попытки органически соединить одно с другим.

Многие исследователи отмечают, что образовательный процесс в школе, как правило, базируется на строгой регламентации действий обучающихся, навязанной свыше и зачастую не имеющей смысла в их глазах. Далеко не всегда инициатива и усилия ребенка поддерживаются педагогами. Эта одна из причин некоторой инфантильности выпускников школы, неподготовленности многих из них к самостоятельному творческому труду, к дальнейшему всестороннему развитию, нравственному творческому труду, нравственному становлению и эстетическому восприятию действительности. Тем не менее, мы считаем, что в современном образовании наметилась новая тенденция – стремление к признанию приоритета воспитания и развития личности, созданию максимально благоприятных условий для формирования нравственной и эстетической культуры школьников. Эти новые идеи в первую очередь нашли широкое практическое применение и востребованность в учреждении дополнительного образования детей. Организация свободного времени ребенка, целенаправленное и эффективное использование досуга всегда было, есть и будет одним из важнейших факторов воспитания, образования, культурно-творческого развития личности ребенка, его нравственно-эстетического самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Психогенная форма задержки психического развития
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Исследован ...

Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении
Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету. Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки. Проективно-конс ...

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru