Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников

Страница 2

Мы признаем значение субъектной позиции школьника во взаимоотношениях с культурой, его безусловное право самому избирать ценности в общечеловеческом опыте. Однако не следует забывать, что речь идет о формирующейся личности с недостаточным теоретическим кругозором, эмоционально-эстетическим опытом, с неустойчивыми установками и ориентациями. Школьник в гораздо большей мере, чем взрослый, подвержен влиянию ультрасовременных стилей в искусстве, внешних форм общения. Он склонен апеллировать к мнению «авторитетов» из числа сверстников и быстро адаптироваться к групповым интересам и предпочтениям. Его эстетическое сознание открыто для всего яркого, внешне эффектного (телешоу, боевики, фильмы ужасов и др.), всего динамичного (поп-, бит-, рок-музыка). При этом духовно-нравственные и эстетические аспекты восприятия нередко остаются «за кадром». Указанные трудности эстетического развития школьников объясняются возрастными особенностями, влиянием факторов современной общественной жизни, а также недостаточным педагогическим влиянием семьи и школы. Сегодня в решении исследуемой проблемы действенными становятся личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых заключается в формировании «Я-концепции» ребенка, индивидуальном развитии его личности в соответствии с современными требованиями. Важнейшие элементы этих подходов разработаны как на Западе, так и в отечественной науке. Важное место имеют работы, раскрывающие психолого-педагогические аспекты эстетического воспитания, идеи концепции «всесторонне развитой личности» и другие. Кроме того, следует обратить внимание на положения теории педагогической поддержки, под которой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая потенциал ребенка. Именно эта теория позволяет придать более широкий гуманистический смысл и выделить в числе основных категорию «взаимодействия» воспитанников и педагогов, педагогические факторы организации деятельности воспитанников во внеучебное время и особенности их влияния на отдельные качества личности. Существенным отличием вышеперечисленных научных исследований является позиция по отношению к ребенку не только как к субъекту всей его жизнедеятельности, как к индивидууму, реализующему свое «Я» в собственном культурно-творческом развитии, самореализации и нравственно-эстетическом самоопределении. Нравственно-эстетическое самоопределение личности основывается на индивидуальном аспекте. Вместе с тем, существующая система образования в силу различных причин не может полностью реализовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку. Массовое образование строится на принципе равных прав для разных людей. Формирование личности современных школьников происходит в чрезвычайно сложных условиях. К числу трудностей в работе школы, по мнению Э.В. Безчеревных, относится расхождение образования и воспитания, превращение их в самостоятельные направления работы школы и попытки органически соединить одно с другим.

Многие исследователи отмечают, что образовательный процесс в школе, как правило, базируется на строгой регламентации действий обучающихся, навязанной свыше и зачастую не имеющей смысла в их глазах. Далеко не всегда инициатива и усилия ребенка поддерживаются педагогами. Эта одна из причин некоторой инфантильности выпускников школы, неподготовленности многих из них к самостоятельному творческому труду, к дальнейшему всестороннему развитию, нравственному творческому труду, нравственному становлению и эстетическому восприятию действительности. Тем не менее, мы считаем, что в современном образовании наметилась новая тенденция – стремление к признанию приоритета воспитания и развития личности, созданию максимально благоприятных условий для формирования нравственной и эстетической культуры школьников. Эти новые идеи в первую очередь нашли широкое практическое применение и востребованность в учреждении дополнительного образования детей. Организация свободного времени ребенка, целенаправленное и эффективное использование досуга всегда было, есть и будет одним из важнейших факторов воспитания, образования, культурно-творческого развития личности ребенка, его нравственно-эстетического самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
П.С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой дея ...

Нарушение звукопроизношения
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это ...

Понятие «групповая работа»
Рассмотрим понятие групповой работы с трех позиций: a) Какие процессы должны протекать в группе? b) Какие элементы составляют совместную деятельность в группе? c) Какие идеи и представления обеспечивают групповую работу? а) Процессы. 1. Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопредел ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru