Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков

Страница 3

Немецкий психолог Левин сделал следующий важный шаг в анализе причин конфликтного типа развития подростков. Он констатировал, что в обществе существуют как самостоятельные: группа взрослых и группа детей. Каждая из которых обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, так как он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Выготский Л.С. полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса».

Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики и т.д.

В подростковом возрасте происходят серьезные изменения в жизни и деятельности подростка, что в свою очередь приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. В подростковом возрасте меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости и апатии.

Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении, сто влечет за собой социально – психические проблемы воспитания. Половое созревание у девочек и мальчиков завершается в среднем в 12 – 14 лет. Половое развитие – это не только развитие тела, физиологии, но и развитие полноценного поведения, релевантного возможностям тела. Полное равенство в этой сфере наступит в следующих возрастных периодах – юности и перовой взрослости.

На начало возраста полового созревания приходится еще два резких скачка на уровне функционирования анатомно – физиологических структур человека. Один из этих скачков происходит в иммунной системе. К 12 годам включается так называемая «взрослая» система иммунитета, основанная на своих принципах. Необходимо отметить, что и здесь полное равенство подростка и взрослого с точки зрения функционирования иммунной системы, понимаемой как системы обеспечения жизнестойкости человека, наступит в следующие возрастные периоды.

Есть важный параметр интеллектуального развития человека, по которому именно подросток в 12 – 15 лет становится соизмерим со взрослым. Речь идет о составе логических операций человеческого мышления. Как доказал швейцарский психолог Жан Пиаже – необходимо различать детскую и взрослую логику мышления. По мнению Пиаже с точки зрения операционально – логического состава мышления подросток и взрослый человек равны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО
В качестве стратегий проектирования инновационных процессов в системе ВПО мы рассматриваем: - реализацию важных характеристик индивидуально-ориентированного процесса обучения – нелинейности, модульности и вариативности форм обучения, предоставляющих студенту возможность самостоятельного выбора трае ...

Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...

Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений
На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой. Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru