Таким образом, особенности проявлений и протекания старшего подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественном положении в мире взрослых. Есть основания утверждать, что в таких областях как: половое развитие, обеспечение жизнестойкости (иммунитета), развитие интеллекта, развитие личности, развитие самосознания подросток соизмерим со взрослым, но не равен.
Социально – педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков
Социально – педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.
Социально – педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а так же путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Профилактика зависимого поведения детей и подростков – это социально – педагогическая направленная на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, а так же развитие психологических навыков, необходимых в решении различных жизненных проблем.
Социально – педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
1. Комплектность – согласованность взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.
2. Диффекренцированность - учет возраста учеников и степень их вовлечения в ситуацию зависимости при постановке целей и задач работы.
3. Нравственная направленность – ориентация на общечеловеческие ценности и нормы поведения.
4. Многоаспектность – направленность работы на разные аспекты: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический – направленный на формирование устойчивости к возникновению зависимостей; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о различных последствиях злоупотребления ПАВ.
5. Последовательность (этапность).
6. Легитимность – создание правовой базы антиалкогольной профилактической деятельности.
7. Конфиденциальность.
Знание принципов профилактической работы является важной частью общих профессиональных знаний социального педагога школы.
Целью социально – педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Первый фактор – индивидуально – психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психической развитие подростка.
Второй фактор – индивидуально – соматический – предполагает наличие у подростка, склонного к алкоголизму наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор – социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Новое в образовании:
Влияние общественно-исторических условий на развитие человека
Образование как социальный институт имеет невероятное значение в судьбах общества. В процессе образования передается весь тот культурно-исторический опыт, накопленный за долгие годы человеческой истории, в процессе образования развивается личность, устанавливается ее позиция к миру, ее идеалы, обра ...
Методика применения дидактических в преподавании истории
С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была ...
Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...