Таким образом, особенности проявлений и протекания старшего подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественном положении в мире взрослых. Есть основания утверждать, что в таких областях как: половое развитие, обеспечение жизнестойкости (иммунитета), развитие интеллекта, развитие личности, развитие самосознания подросток соизмерим со взрослым, но не равен.
Социально – педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков
Социально – педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.
Социально – педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а так же путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Профилактика зависимого поведения детей и подростков – это социально – педагогическая направленная на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, а так же развитие психологических навыков, необходимых в решении различных жизненных проблем.
Социально – педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
1. Комплектность – согласованность взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.
2. Диффекренцированность - учет возраста учеников и степень их вовлечения в ситуацию зависимости при постановке целей и задач работы.
3. Нравственная направленность – ориентация на общечеловеческие ценности и нормы поведения.
4. Многоаспектность – направленность работы на разные аспекты: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический – направленный на формирование устойчивости к возникновению зависимостей; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о различных последствиях злоупотребления ПАВ.
5. Последовательность (этапность).
6. Легитимность – создание правовой базы антиалкогольной профилактической деятельности.
7. Конфиденциальность.
Знание принципов профилактической работы является важной частью общих профессиональных знаний социального педагога школы.
Целью социально – педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Первый фактор – индивидуально – психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психической развитие подростка.
Второй фактор – индивидуально – соматический – предполагает наличие у подростка, склонного к алкоголизму наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор – социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Новое в образовании:
Анализ результатов исследования пространственных
представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...
Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может имет ...
Эстетическое развитие ребёнка
Для эстетического развития ребенка важен уровень сенсорного развития: умение видеть, слышать, различать предметы, а так же преимущественное развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. Ребенок не различает реальное и воображаемое, у него нет чувства действительности. Отношение к миру, к людям окр ...