В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Он проявляет интерес к себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности снижается, в то время, как влияние сверстников усиливается. Зачастую подросток стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.
Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. На этой почве может возникнуть ряд конфликтных причин подростка и взрослого. Если взрослые сопротивляются новым отношениям, то возникают разные формы непослушания, неподчинения и протеста подростка. Таким образом подросток «ломает» отношения, которым принадлежит будущее.
К началу подросткового возраста складываются две системы общения: отношения подростка со сверстниками – с одной стороны, и со взрослыми – с другой. Положение подростка в этих системах общения разное: неравное (со взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение со сверстниками приносит подростку удовлетворение и является причиной сотрудничества в разных видах деятельности.
Как правило в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Он пытается уйти от родительской опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом более значимыми становятся мнения сверстников. Из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно меняется характер взаимоотношений и со сверстниками. Появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток – лицо вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально – психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для них ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый возраст и юношеский возраст, как характеризующееся личностной ответственностью.
Переходный критический период подросткового возраста завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». Самоопределение формируется именно в период старшего подросткового возраста в условиях окончания школы, связанного с необходимостью решения проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях индивида; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка, связанного с выбором профессии.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Новое в образовании:
Понятие в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность. В процессе отражения окружающей действительности различают познание чувственное и л ...
Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых
компетентностей
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, прос ...
Интеграция России в европейское единое образовательное пространство
В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую – уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые – федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России как участницы Бол ...