Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков

Страница 4

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Он проявляет интерес к себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности снижается, в то время, как влияние сверстников усиливается. Зачастую подросток стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.

Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. На этой почве может возникнуть ряд конфликтных причин подростка и взрослого. Если взрослые сопротивляются новым отношениям, то возникают разные формы непослушания, неподчинения и протеста подростка. Таким образом подросток «ломает» отношения, которым принадлежит будущее.

К началу подросткового возраста складываются две системы общения: отношения подростка со сверстниками – с одной стороны, и со взрослыми – с другой. Положение подростка в этих системах общения разное: неравное (со взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение со сверстниками приносит подростку удовлетворение и является причиной сотрудничества в разных видах деятельности.

Как правило в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Он пытается уйти от родительской опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом более значимыми становятся мнения сверстников. Из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно меняется характер взаимоотношений и со сверстниками. Появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения.

Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток – лицо вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально – психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для них ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый возраст и юношеский возраст, как характеризующееся личностной ответственностью.

Переходный критический период подросткового возраста завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». Самоопределение формируется именно в период старшего подросткового возраста в условиях окончания школы, связанного с необходимостью решения проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях индивида; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка, связанного с выбором профессии.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Процесс воспитания как система
Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в разных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности. Общую психологическую структуру деятельности характеризуют действия и опера ...

Индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе
Историографический анализ литературы позволил установить, что проблема индивидуализации обучения не нова: ее идеи восходят к трудам древних философов и ученных, а затем они воплотились в идеях природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А.Дистер ...

Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru