Педагогические программы дополнительного образования

Страница 7

Программы биолого-экологического направления дополняют естественно-научные программы курса школьного образования, создавая, таким образом, условия развития и специализации творческих интересов учащихся, обеспечивая возможность допрофессиональной подготовки к освоению профессий системы «человек — природа».

Туристско-краеведческое направление. Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). Условность разделения на туризм и краеведение обусловливает и наличие общих подходов в программах, в которых туристская работа строится с учетом природных и культурных особенностей региона, а краеведческая работа включает среди прочих такие формы туристской работы, как поход, экскурсия. В то же время взаимное дополнение туризма и краеведения в рамках одного направления обеспечивает создание условий для удовлетворения различных потребностей как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском способах освоения среды обитания.

В основе туризма как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования.

Программы по туризму рассчитаны на детей преимущественно среднего и старшего школьного возраста. Программы могут иметь самую разнообразную направленность, в зависимости от специальности руководителей программы, интересов учащихся, местных условий. В то же время большинство программ по туризму включают теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям, состоящую в освоении правил техники безопасности и первой помощи, правил ориентирования на местности. Программы по туризму предусматривают занятия по физической подготовке, проведение спортивных тренировок. В содержание программ по туризму включаются также краеведческие практико-ориентированные курсы, знакомящие с туристскими возможностями родного края.

Краеведение как направление предусматривает, как правило, теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края.

Программы по краеведению также рассчитаны на учащихся в основном среднего и старшего школьного возраста. Краеведческие программы призваны расширить знания (географические, этнографические, искусствоведческие, литературоведческие и др.) по истории родного края, обучить навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания. Краеведческие программы предусматривают организацию исследовательского поиска неизвестных, малоизвестных фактов истории родного края. 3начительное место в этих программах занимает изучение архивных материалов, образцов народного творчества, художественной литературы, мемуаров, а при наличии возможностей предполагается и работа в музеях, архивах, сотрудничество с вузами, научными организациями, общественными объединениями. Программы проектируются с учетом социокультурного потенциала поселка, города, региона. Но вне зависимости от ресурсного потенциала они ориентированы на развитие творческих способностей учащихся в исследовательской, экскурсионной деятельности, на привлечение детей и подростков к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.

Художественное направление. Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Художественные программы в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут иметь общекультурную или углубленную направленность; служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков, а могут проектироваться как программы развития одаренных детей, как программы допрофессиональной ориентации и подготовки.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Система работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
На основе данных констатирующего этапа эксперимента мы определили, что формирующую работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста через трудовую деятельность мы будем проводить с детьми группы № 2 - экспериментальной. Для этого мы определили направления работы с детьми: - приобщение де ...

Виды и структура идентичности
Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял: 1. Эго-идентичность; 2. позитивную идентичность; 3. негативную идентичность. De Levita различает следующие формы и ...

Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru