Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 9

Важный вопрос нашего исследования - классификация ценностей, так как они очерчивают границы ценностей. Подчеркнем, что невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка включает элемент субъективного характера и в какой-то мере относительна. С точки зрения того, чему служит данная ценность, ряд исследователей (М. Рокич, В. А. Ядов и др.) разделяют ценности на терминальные и инструментальные. Терминальные, по их мнению, убеждения состоят в том, что конечная цель индивидуального и общественного существования конечная цель индивидуального и общественного существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные убеждения - в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности средства.

С.Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей: абсолютные ценности: жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, духовное совершенство, гуманность; антиценности (псевдоценности): болезнь, смерть, невежество, мистика, деградация человека; релятивные (относительные) ценности, которые имеют непостоянный характер и меняются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций: идеологические, политические, религиозные нравственные, классовые, групповые.

С точки зрения С.Ф. Анисимова, ценности классифицируются следующим образом: высшие ценности бытия - человек и человечество; ценности материальной жизни людей; социальные ценности; ценности духовной жизни общества. Таким образом, «нравственность», «нравственные ценности» тесно связаны с ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - перспективное отражение в психике и сознании человека социальных потребностей общества на данном этапе развития. Ценностные ориентации определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, ее поведение, ее направленность. Ценностные ориентации представлены в сознании человека, в идеалах, целях, интересах, потребностях, убеждениях и воплощаются в поступках. Исследования философов показывают, что проблема воспитания нравственных ценностей волновало человечество как в его историческом, так и культурно-нравственном аспекте, раскрывая принадлежность человека к определенной культуре, в обретении черт человека культуры как системы нравственных регуляторов поведения. Не случайно, нравственные ценности выделяются учеными в особую группу ценностей (Л.Н. Столович, Н.С. Розов, А.Г. Здравосмыслов). Ученые-философы выделяют множество теорий и взглядов на нравственные ценности, выделяя при этом различные нравственные ориентиры. Ведущими в нашем исследовании являются концепции:

экзистенциализма (А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс);

аксиосферная теория нравственных ценностей (М.С. Каган);

концепция социальных, нравственных ценностей (И. Иррлитц, А. Гусейнов, А.Г. Здравосмыслов);

концепция диалектического материализма на нравственные ценности (В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах).

Ведущими в исследовании являются гуманистические общечеловеческие нравственные ценности: добро, гуманность, чуткость, милосердие, толерантность, долг, ответственность, ориентированные на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие в социальной адаптации школьникам, тесно взаимодействуя с общественными, гражданскими, коммуникативными ценностями. Основная особенность нравственных гуманистических ценностей состоит в том, что их ориентация направлена на благо человека и жизни на земле. Они пронизывают другие ценности, поэтому нередко их трудно выделить.

В нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Новое в образовании:

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

Формы и методы формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта
Самообслуживание людей включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении способствует подготовке детей к жизни, к труду. Формирование навыков самообслуживания происходит в учебных заведениях, лагерях отдыха, в форме обучения как игры, и других формах общения. На занятия ...

Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru