Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 8

И.С. Нарский, И.Н. Попов, В.Н. Сагатовский определяют ценности как образование сознания в форме идеалов, обобщенных представлений, необходимых для оценки и ориентации личности.

Генезис понятия «ценность» показывает, что в нем соединились три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности приобретают общезначимость.

А.Г. Здравосмыслов считает, что мир ценностей - это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, эта сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Он относит ценности целиком к сфере духовной культуры.

«Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, приемлемость определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребности и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности».

Достаточно глубоко, на наш взгляд, сущность понятий «нравственность», «нравственные ценности» раскрываются в исследованиях А. Гусейнова и Г. Иррлитца. Они раскрывают нравственность как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание. Это мера гуманности, человечности общественных отношений.

Отношения людей принимают нравственный смысл тогда, когда они ориентированы на человека как высшую ценность. Нравственные отношения фиксируются в понятиях морального сознания (добро, долг, совесть, справедливость); без апелляции к формам морального сознания вообще нельзя идентифицировать нравственные явления.

В нашем исследовании заслуживают внимания взгляды М. С. Кагана на развитие нравственных ценностей. По мнению М. С. Кагана, отличительная черта их состоит в том, что личностные смыслы, системы ценностей индивида нельзя сформировать ни передачей сообщений, ни прямым материальным взаимодействием.

Именно потому, что они личностные, что они должны быть выработаны самостоятельно, а не приняты готовыми, они формируются на основе переживания, а не чисто рациональным путем. Исходя из концепции М.С. Кагана, нравственное воспитание тесно связано с общением и объясняется эта связь тем, что ценностное сознание формируется у входящего в жизнь молодого человека только тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, как старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, чтобы они стали для них общими, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника. Для нашего исследования важно положение, выдвинутое М.С. Каганом, о том, что «передать другому свои ценности можно лишь в процессе духовного общения, то есть такого поведения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, незнайке, нуждающемуся в получении знания, а как к равному себе субъекту».

В монографии И.М. Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишиной делается важный методологический вывод для нашего исследования о том, что нравственные ценности составляют ядро гуманистического мировоззрения. Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, то есть оцениваем как добрые, благие, хорошие.

Причем самой общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.

Следует подчеркнуть, что обогащение мира нравственных ценностей с позиций гуманистической этики является нравственное совершенствование личности. Совершенствование - проявление абсолютной ценности, уникальности человека в его человечности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Психолого-педагогические особенности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, дела ...

Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...

Виды и структура идентичности
Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял: 1. Эго-идентичность; 2. позитивную идентичность; 3. негативную идентичность. De Levita различает следующие формы и ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru