Пособия: тексты потешки, небылицы.
Краткое содержание работы по системному приобретению читательских знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса на уроках чтения:
Самостоятельное знакомство с книгой по трем показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации).
Выбор книги из ряда книг по заданным признакам - предметам.
Знакомство с писателем, рассматривание ряда книг писателя, умение найти фотографию или портрет, определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда его книг.
Умение использовать выборочное чтение и пересказ по побуждению со стороны учителя и самостоятельно для обоснования ответа на вопрос в ходе беседы по прочитанному.
Самостоятельное называние персонажей и места действия, которые указаны в тексте произведения.
Умение самостоятельно охарактеризовать героя, используя слова определения, предложенные учителем.
Выявление с помощью учителя причины поступка героя и умение назвать чувства, которые возникают при знакомстве с произведением (грустно, смешно, страшно и т.п.).
Словесное рисование на основе содержания текста.
Подбор заглавий для серии иллюстраций, помещенных в книге.
Коллективный пересказ по серии иллюстраций, помещенных в книге.
Самостоятельное инсценирование эпизода с предварительной подготовкой в парах, группах.
Разгадывание загадок на основе рассуждений.
Различение в научно-художественном произведении сведений научного характера, умение назвать вопрос, на который отвечает данная книга.
Сопоставление прочитанных на уроке произведений: по героям; по аналогии и контрасту поступков героев; по теме; по авторской принадлежности.
Этапы урока, на которых могут реализовываться приемы работы по формированию читательских умений над языком устно-поэтических произведений:
1. Вводное слово учителя.
2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).
3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Например, вводное слово учителя о сообщении цели предстоящей работы и форме проведения урока, может звучать так:
Сегодня у нас необычный урок
На нем подведем мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
Учитель должен помочь расцвести этому сказочному живому цветку читательских умений устно-поэтических произведений.
Литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Кто сможет объяснить, что значит «устно-поэтическое произведение»?
Дети рассказывают своими словами. А потом находят определение устно-поэтического произведения в учебнике и зачитывают вслух.
Устно-поэтические произведения (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Формируя читательские умения необходимо включать следующие приемы в уроки литературного чтения:
1. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Учитель отмечает таких детей, стимулировать их познавательную активность
Новое в образовании:
Исследование уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе проведенных исследований. Тестирование было направлено на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств. Проведен ...
Реализация кредитно-рейтинговой системы в индивидуально-ориентированном
образовательном процессе вуза
Одной из важнейших особенностей вводимых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) является использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в новых стандар ...
Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...