Также мы проводили занятия по ознакомлению ухода за хомячком. В группу неожиданно принесли хомяка, для детей это что-то новое, интересное. Дети с интересом и любопытством разглядывали его, задавая различные вопросы: Ой, а кто это? А что он кушает? А зачем ему колесо? Можно его выпустить из клетки? А он у нас в группе будет жить? Лица у детей были радостные, ведь кто-то новый появился в их группе. Детей знакомили с правилами ухода за хомяком, дежурные по уголку природы вместе с воспитателем кормили его, меняли песок и т.д. Занятие «Устроим хороший дом для хомячка» приведено в приложении Е.
Весной, когда земля просохла, и уже можно было навести порядок на клумбе, огороде, дети также принимали участие в уборке с большим интересом и удовольствием, зная, что после длительной и усердной работы получиться полезный и красивый результат. Мы убирали мусор, который оставила нам зима (ветки с деревьев, бумажки ветром занесенные на наш участок и т.д.). Дети с удовольствием помогали воспитателю с няней в уборке участка группы. Мы устроили соревнования между группами «Самый чистый участок». Победителю мы пообещали, что повар Алла Анатольевна испечет пирог для группы. Это служило стимулом для желания и стремления навести порядок на участке. Дети стали суетиться, спрашивали: - А, что еще надо сделать? А куда мы мусор будем выносить? Заставляли своих сверстников, которые не проявляли желание трудиться работать, говоря: -«Что ты стоишь, видишь ветки лежат, подними и положи их на тачку, давай, а то мы проиграем, и пирог не нам достанется».
На клумбах сажали цветы, семенами и рассадами. Дети помогали рыхлить землю, делать бороздки, уложили самостоятельно семена в лунки, засыпали землей, поливали. Сначала дети спорили, кто-то хотел работать граблями, кто-то семена в лунки уложить. Воспитатель дал, каждому ребенку задание и сказала, что все по чуть-чуть все будут делать. После этого дети чуть успокоились и начали слушать воспитателя. Когда работа была в самом разгаре, дети перестали спорить, каждый был увлечен своей работой. По предложению воспитателя дети поменялись работой, те, кто делал лунки начал сеять семена, а кто сеял семена, стал поливать, где уже посеяли и закопали, кто поливал, начали делать лунки. Таким образом, дети были всегда увлечены чем-то новым.
Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.
Во время организации трудовой деятельности мы детям объясняли для чего это необходимо делать - мотивировали свою и их деятельность.
Обучали детей планировать вою деятельность: организация работы (продумывание условий выполнения поставленной цели); исполнение (рассмотрение последовательности работы и отдельных действий, способов, приемов); контроль и оценка, как отдельных этапов работы, так и полученного результата.
Приведем пример начальной, формирующей и итоговой работы с 2 детьми (Антон, Вика):
1-й ребенок (Антон)
Для определения уровня знаний о растениях я спросила у Антона Е.: «Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?»
Ответ ребенка: Их надо поливать.
Больше ребенок не мог ничего добавить без наводящих вопросов, уровень знаний его об ухаживании за растениями на начальном этапе низкий. После формирующей работы, ему был задан такой же вопрос и он ответил: «Я их поливаю, мою листочки, когда они запылятся, рыхлю землю, не срываю цветочки на нем».
Ребенок самостоятельно, без помощи воспитателя ответил на заданный вопрос. Это показывает, что формирующая работа принесла результаты и у ребенка повысился уровень знаний об ухаживании за комнатными цветами.
2-й ребенок (Вика)
Для определения уровня знаний о животных я спросила у Вики Т.: «Назови домашних животных». Вика назвала домашних животных, которых она знала это – корова, коза, собака, кошка, кролики. На вопрос «Почему они так называются?», она с трудом, но ответила: «Потому что они живут у нас во дворе». На третий вопрос «Могут ли домашние животные жить без помощи человека?», она ответила: «Да». Уровень знаний на начальном этапе у нее чуть выше низкого.
После формирующей работы Вика отвечала на вопросы уверено и правильно. Количество знаний о домашних животных у неё повысился. Уже на вопрос: «Могут ли домашние животные жить без помощи человека?», она ответила: «Нет, люди должны ухаживать за ними, кормить их, воду им давать пить». Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что предложенная система работы по формированию навыков труда в природе принесла существенные изменения и в знаниях, и в отношениях детей к миру природы.
Новое в образовании:
Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...
Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...
Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с
общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...