Таким образом, на основе полученных результатов, можно сделать вывод, что проведенная экспериментальная работа, которая способствовала приобщению детей к трудовой деятельности в природе, способна повысить уровень экологического воспитания детей.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологической воспитанности средних дошкольников,
подобрали диагностический материал, оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и формированию навыкам трудовой деятельности в природе. Мы определяли знания о растительном мире, животном мире и о неживой природе.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников среднего возраста экспериментальной группы и формированию у них трудовых знаний и навыков в природе.
В ходе формирующего этапа эксперимента дети учились ухаживать за растениями и животными. У детей формировался интерес и любовь к природе, они осознавали свою значимость в уголке природы.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности средних дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах. Однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем трем показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне организации трудовой деятельности в природе.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании на занятиях в ДУЗ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе) и навыков трудовой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Конспекты занятий на темы: "Посадка лука", "У кормушки".
Новое в образовании:
Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а др ...
Сочетание различных методов при обучении естествознанию
Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней. В работе должны правильно соч ...
Особенности воспитания в семье
Особенные, специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях ...