Источниками отбора этнокультурологического учебного материала, этнокультурной информации являются художественные, публицистические произведения русской, калмыцкой и мировой литературы, художественные произведения национально-регионального литературного искусства, фольклор, эпос «Джангар», обряды, праздники .
В программе определены требования, предъявляемые к обучающимся на каждом этапе обучения, и требования, предъявляемые к выпускникам: иметь творческие достижения (участие в литературно-творческих конкурсах, форумах, фестивалях); уверенно владеть приобретенными навыками сочинительства, использовать в своих произведениях изученные литературные приемы, стили, выразительные средства языка; стилистически грамотно излагать свою письменную речь; иметь публикации авторских работ в детских изданиях и (или) в периодической печати. По окончании обучения в детской литературно-творческой студии «Проба пера» выпускникам выдаются свидетельства о получении ими дополнительного образования по профилю «этнокультурное литературное творчество».
Этнокультурный компонент в содержании авторской дополнительной образовательной программы «Проба пера» – это этнокультурологический учебный материал сопоставительного характера, направленный на формирование этнокультурной компетенции воспитанников, органично связанный с изученным учебным материалом; этнокультурологическая тема – однотемный по содержанию материал, относящийся к одной из этнических констант, который систематически присутствует в учебном процессе, обладает высокой этнокультурологической ценностью и соотносится с уровнем владения родным языком; дополнительная этнокультурная (учебная) информация, реализуемая в рамках отдельных занятий. Отбор и презентация этнокультурного учебного материала, сквозных этнокультурологических тем, дополнительной этнокультурной информации, произведенные с учетом целей обучения, условий обучения, этапа обучения, возрастных особенностей учащихся, их познавательной потребности, способствуют воспитанию эстетической культуры школьников. Апробирование программы «Проба пера» в Элистинском Дворце детского творчества показало, что сравнительно-сопоставительный анализ художественных произведений русской и калмыцкой литературы, сопоставление элементов различных культур в процессе преподавания позволяет стимулировать духовное и эстетическое развитие личности воспитанника, активизировать его литературно-творческую и познавательную деятельность. Региональный этнокультурный материал можно использовать для расширения основных тем и разделов образовательной программы, для выработки искусствоведческой и культурологической компетенции учащихся.
Проведя разработку и апробацию авторской дополнительной образовательной программы «Проба пера», опираясь на выводы А. Б. Панькина о необходимости разработки не просто концепций, программ национальных систем образования с учетом этнической культуры, исторического опыта этноса и его социально-демографических характеристик, а принципиально новой этнокультурно коннотированной системы образования, настоящее исследование определило, что этнокультурное коннотирование дополнительного художественно-эстетического образования детей связано с обновлением содержания программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности и определением методических путей реализации этнокультурного компонента:
1. Введение во все дополнительные образовательные программы сквозных этнокультурологических тем: «Фольклор, искусство», «Калмыцкий героический эпос «Джангар», «Традиции, обычаи, национальные праздники», «Философские основы буддизма».
2. Отбор этнокультурного учебного материала для дополнительного содержания тем в образовательных программах художественно-эстетической направленности, представляющих несомненный интерес для воспитанников и педагогов дополнительного образования, сообразно с возрастом учащихся.
3. Определение того аспекта учебного материала, который работает на идею «погружения» в этнокультуру с целью интенсификации процесса воспитания эстетической культуры школьников.
Новое в образовании:
Современное состояние проблемы воспитания нравственных
ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...
Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...
Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...