2. «Мир вокруг меня» (модифицированная по Н.Е. Щурковой). Используется для выявления художественно-эстетических приоритетов воспитанников. Детям предлагается составить список необходимых им художественно-эстетических объектов, тех, которые они обязательно хотели бы включить в «свой мир».
3. «Что люблю – что ненавижу» (по Н.Е. Щурковой). Используется для выявления эстетических вкусов и потребностей воспитанников. Проводится в виде опросника, содержащего следующие вопросы:
- Что ты любишь в современной литературе? А что ненавидишь? Что тебе нравится в калмыцкой поэзии? А что ты считаешь неинтересным? Что ты любишь в своем литературном творчестве? А что тебе в нем не нравится? Что при встрече с книгой, которую ты читаешь, тебе больше всего нравится? Что вызывает раздражение при общении с книгой? Какие литературные произведения ты любишь? А какие не вызывают у тебя никаких чувств?
Методики, позволяющие выявить уровень эстетической культуры школьников по креативному критерию
1. «Незавершенный рассказ» (по Н.Е. Щурковой). Используется для определения способности воспитанников к творческому мышлению и художественному оформлению собственного повествования. Детям предлагается закончить незавершенный рассказ в том же стиле, в каком он был задуман и начат.
2. «Кто хочет?» (по Н.Е. Щурковой). Используется для определения творческой активности воспитанников. Проводится в виде обращения к детям с вопросами, содержащими предложение что-то сделать, совершить, выполнить. Предлагаемые вопросы: кто хотел бы изменить мир вокруг себя? Кто хотел бы изменить сам себя? Кто хочет стать знаменитым поэтом или писателем? Кто хочет, чтобы о нем узнал весь мир? Кто хотел бы участвовать в конкурсе юных поэтов и прозаиков? Кто хотел бы, чтобы к нему в школе все обращались с просьбой что-нибудь сочинить, а потом восторгались бы его произведениями?
3. Творческое задание «Фантастический рассказ». Используется для выявления способности воспитанников к художественному воображению и творческой фантазии. Детям предлагается написать собственный фантастический рассказ, а затем дети вслух читают свои рассказы всей группе.
По окончании каждого этапа опытно-экспериментальной работы проводились итоговые срезы в обеих группах, результаты которых представлены в табл. 11, 12, 13 (условные обозначения в таблицах: ЭГ- экспериментальная группа; КГ- контрольная группа).
Таблица 11
Динамика развития эстетической культуры школьников по когнитивному критерию
Уровни Этапы |
1.Инертный ЭГ (чел.) КГ (чел.) |
2.Относительно-целостный ЭГ (чел.) КГ (чел.) |
3.Целостно-продуктивный ЭГ (чел.) КГ (чел.) |
1. |
13 11 |
21 18 |
3 6 |
2. |
9 10 |
21 9 |
7 6 |
3. |
6 8 |
20 10 |
11 7 |
4. |
0 6 |
19 20 |
18 9 |
Таблица 12
Динамика развития эстетической культуры школьников по аксиологическому критерию
Уровни Этапы |
1.Инертный ЭГ(чел.) КГ (чел.) |
2.Относительно-целостный ЭГ (чел.) КГ (чел.) |
3.Целостно-продуктивный ЭГ (чел.) КГ (чел.) |
1. |
18 14 |
19 21 |
0 0 |
2. |
12 14 |
22 21 |
3 0 |
3. |
8 11 |
19 23 |
10 1 |
4. |
4 10 |
16 22 |
17 3 |
Новое в образовании:
Сущность понятия «компетентность» и «ключевая
компетентность»
Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показывает, что общепринятого их определения нет. К ним относят ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов ...
Современное состояние проблемы воспитания нравственных
ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...
Страны Азии в период колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высо ...