Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 12

Таблица 13

Динамика развития эстетической культуры школьников по креативному критерию

Уровни

Этапы

1.Инертный

ЭГ(чел.) КГ (чел.)

2.Относительно-целостный

ЭГ (чел.) КГ (чел.)

3.Целостно-продуктивный

ЭГ (чел.) КГ (чел.)

1.

23 20

14 15

0 0

2.

17 19

15 14

5 2

3.

5 11

20 19

12 5

4.

3 8

14 19

20 8

Полученные результаты свидетельствуют о том, что под воздействием этнокультурно развивающей художественно-эстетической среды формирующего эксперимента у подростков значительно возрастает стремление к действенному освоению эстетических явлений. У воспитанников экспериментальной группы развитие эстетической культуры происходит интенсивнее, чем у воспитанников контрольной группы. Это свидетельствует о том, что средства этнокультурной коннотации, применяемые в экспериментальной группе, положительно влияют на процесс воспитания эстетической культуры школьников. Полученный результат объясняется взаимосвязью эффективности воспитания школьников с возможностью «погружения» их в родную этнокультуру через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.

На втором и третьем уровнях эстетической культуры возникает стойкая связь между созерцательностью и действенностью, что можно расценивать как положительное проявление. В ходе обобщения результатов мы пришли к выводу о взаимовлиянии и взаимосвязи всех аспектов индивидуальной эстетической культуры в процессе их взаимодействия. При достаточно высоких в целом результатах по уровням эстетической культуры подростков полученные данные свидетельствуют, что не все дети достигают сформированности эстетической культуры как целостного интегративного свойства личности. В экспериментальной группе такие подростки составили 89, 2% от общего числа участников, а в контрольной – только 71, 5%.

Опытно-экспериментальные данные свидетельствуют, что развитие эстетической культуры подростков происходит неравномерно: наиболее сложный для равития аспект – ценностно-избирательный (аксиологический), далее следует деятельностно-творческий (креативный) и наиболее доступный аспект – информационно-познавательный (когнитивный). Ценностное присвоение явлений эстетики и этнокультуры затруднено для детей в силу отсутствия явно выраженной для них практической «полезности» эстетических и этнокультурных объектов, «неявности» результата, отсутствия достаточного запаса опыта переживаний и чувств, сохраненного в образной памяти.

Формирующий эксперимент показал, что положительное влияние на формирование эстетической культуры воспитанников оказывает организация образовательного процесса на основе принципа этнокультурной коннотации, который заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной темы культуры этноса.

В рамках формирующего эксперимента проводилась апробация авторской программы дополнительного образования детей «Проба пера». В основу разработки данной программы положена концепция этнокультурно коннотированной системы образования А. Б. Панькина, ядром которой являются социально-психологические, этнокультурные и национально-региональные традиции. Эффективность использования родного языка и этнической культуры в образовании заключается в их эмоциональной насыщенности. Это обеспечивает развитие в ребенке уверенности в своих способностях и, как следствие, развитие желания к проявлению и формированию эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений. Учебный процесс организуется на основе концентризма, обеспечивающего организацию этнолингвокультурологического поля как «сквозной этнокультурологической темы» – однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из этнических констант, который систематически присутствует в учебном процессе, исполняет организующую функцию, обладает высокой этнолингвокультурологической ценностью и соотносится с уровнем владения языком.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Новое в образовании:

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

Новообразования возраста
К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Речь До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но име ...

Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения
Проводилось исследование особенностей подростков с девиантным и недевиантным поведением с целью его выявления, определения его форм и возможностью дальнейшей коррекции. В процессе проведения эксперимента была сформулирована гипотеза: уровень маскулинности определяет склонность к противоправному пов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru