Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе

Страница 9

Анализ результатов контрольного среза показал, что большинство детей не допустили ошибок при выделении однородных членов предложения; после формирующего эксперимента значительно лучше стали подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.

Для удобства мы представили результаты констатирующего и контрольного среза в виде диаграмм.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего среза, мы пришли к выводу, что уровень качества знаний учащихся при выполнении всех заданий: расстановке знаков препинания при однородных членах предложения, выделении главных и второстепенных членов, при составлении предложений с однородными членами, значительно повысился. Таким образом, гипотеза нашей работы была подтверждена результатами контрольного среза.

В результате проведенного выпускного исследования мы пришли к следующим выводам.

Под однородными членами предложения мы понимаем члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему или подчиненному члену.

Однородные члены предложения в тексте образуют блоки однородных членов предложения. Согласно классификации В.В. Бабайцевой, в лексико-семантическом отношении однородные члены предложения можно разделить на пять блоков, каждый из которых характеризуется отношениями либо градации, либо разделительными, либо противительными, либо причинно-следственными, либо временными.

Описание семантики блока однородных членов показывает:

общее языковое значение однотипности блока лишь фон, на котором с помощью разнообразных средств связи выражаются разные значения, связанные с лексико-семантическими значениями словоформ;

в семантике блоков обнаруживаются такие оттенки, которые не позволяют в категорической форме говорить о смысловом равноправии однородных членов, хотя такие случаи нередки. Итак, смысловое "равноправие" не может быть дифференциальным признаком однородных членов предложения, поэтому в целом для блоков однородных членов свободный порядок словоформ не характерен;

в семантике блоков однородных членов есть и значения, характерные для подчинения (ср.: отец и сын - отец с сыном), и малоизученные связи пояснительного характера (например, в блоке с обобщающими словами).

Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными.

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными.

При изучении предложений с однородными членами в III и IV классах учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

В учебнике М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, дается недостаточное количество заданий на умение расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, а также недостаточно заданий интонационного характера. В учебнике А.В. Поляковой, построенном на принципах развивающего обучения Л.В. Занкова, упражнения отличаются разнообразием: сюда включены тексты стихов с однородными членами предложения, работа со схемами, работа с пословицами и загадками и др.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Памятка для школьника по организации и планированию процессов изготовления изделий на занятиях в учебных мастерских
1. Определи, каким должно быть изделие, которое будешь изготавливать. Для этого внимательно изучи чертеж или образец изделия, а также технические требования на его изготовление. 2. Выбери материал для будущего изделия. Рассчитай размеры заготовки. Припуски на обработку должны быть минимальными, но ...

Формы и методы работы, используемые социальным педагогом в процессе педагогического просвещения семьи
Для такого исследования социальный педагог должен активно использовать метод наблюдения. Ведь, как правило, дети из семей с благополучным микроклиматом ведут себя и в школе ровно, они дружелюбны, общительны, малоконфликтны, улыбчивы, у них обычно хорошее настроение. Такие дети с радостью помогают д ...

Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно по ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru