Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе

Страница 9

Анализ результатов контрольного среза показал, что большинство детей не допустили ошибок при выделении однородных членов предложения; после формирующего эксперимента значительно лучше стали подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.

Для удобства мы представили результаты констатирующего и контрольного среза в виде диаграмм.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего среза, мы пришли к выводу, что уровень качества знаний учащихся при выполнении всех заданий: расстановке знаков препинания при однородных членах предложения, выделении главных и второстепенных членов, при составлении предложений с однородными членами, значительно повысился. Таким образом, гипотеза нашей работы была подтверждена результатами контрольного среза.

В результате проведенного выпускного исследования мы пришли к следующим выводам.

Под однородными членами предложения мы понимаем члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему или подчиненному члену.

Однородные члены предложения в тексте образуют блоки однородных членов предложения. Согласно классификации В.В. Бабайцевой, в лексико-семантическом отношении однородные члены предложения можно разделить на пять блоков, каждый из которых характеризуется отношениями либо градации, либо разделительными, либо противительными, либо причинно-следственными, либо временными.

Описание семантики блока однородных членов показывает:

общее языковое значение однотипности блока лишь фон, на котором с помощью разнообразных средств связи выражаются разные значения, связанные с лексико-семантическими значениями словоформ;

в семантике блоков обнаруживаются такие оттенки, которые не позволяют в категорической форме говорить о смысловом равноправии однородных членов, хотя такие случаи нередки. Итак, смысловое "равноправие" не может быть дифференциальным признаком однородных членов предложения, поэтому в целом для блоков однородных членов свободный порядок словоформ не характерен;

в семантике блоков однородных членов есть и значения, характерные для подчинения (ср.: отец и сын - отец с сыном), и малоизученные связи пояснительного характера (например, в блоке с обобщающими словами).

Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными.

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными.

При изучении предложений с однородными членами в III и IV классах учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

В учебнике М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, дается недостаточное количество заданий на умение расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, а также недостаточно заданий интонационного характера. В учебнике А.В. Поляковой, построенном на принципах развивающего обучения Л.В. Занкова, упражнения отличаются разнообразием: сюда включены тексты стихов с однородными членами предложения, работа со схемами, работа с пословицами и загадками и др.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

Проблема развития творческих способностей личности
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его у ...

Мероприятия по формированию положительных взаимоотношений
На формирующем этапе ставились следующие задачи: 1. Воспитывать дружеские отношения между детьми через совместную деятельность. 2. Вовлечь в совместную деятельность «отверженных» и «непринятых» детей. 3. Развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru