Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников.
Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития.
Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика.
Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания .
Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия: анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться; ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств; участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий; осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.
Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.
Самовоспитание большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания.
Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли.
Стимулирование связано с разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся.
Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.
Новое в образовании:
Интерактивные доски
Доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь - один учитель может работать с несколькими учениками. Доска это особое - познавательное - окно в мир. Но со временем он стал привычен и должен был преобр ...
Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...
Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...