- обучать приемам и техникам самосохранения;
- отрабатывать навыки кооперации сотрудничества;
- создавать атмосферу доброжелательного взаимодействия;
- совершенствовать компьютерно-программные навыки.
Одной из технологий сопровождения студентов в ходе индивидуально-ориентированного процесса обучения, на наш взгляд, являются супервизорские консультации.
Супервизией, или супервизорством, в психологии изначально называли поддержку, оказываемую клиенту, который сталкивается с конфликтными ситуациями, сложными проблемами общения, имеет негативный опыт взаимодействия, склонен к эмоциональному выгоранию (Глуханюк Н.С., Джейкобе Д.).
Сейчас супервизия как консультативный метод расширила свои рамки и выступает как педагогическое средство помощи студенту в преодолении любых затруднений, связанных с учебной деятельностью. Супервизорство как сопровождающая техника (или как корректирующее консультирование и обучение) на этапе выполнения самостоятельной работы студентами решает ряд проблем академической сферы:
использование личных ресурсов в преодолении затруднений;
развитие внутренней мотивации;
развитие навыков конструктивного взаимодействия;
развитие рефлексивных процессов;
развитие волевой активности по преодолению познавательных затруднений.
Целью супервизорства является рефлексия студентом себя в самостоятельной учебной деятельности; развитии себя как академически зрелой личности; понимании проблем и конфликтов во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; понимании перспектив своего профессионального роста и избегании эмоционального выгорания. Отсюда основными направлениями супервизорской поддержки выступают:
помощь в осознании характера затруднений обучения и способов их снятия;
помощь в развитии (и даже обретении) надпредметных умений;
развитие рефлексивных способностей;
использование личностных ресурсов с опорой на интернальный локус контроля;
освоение продуктивного общения.
Формами и методами осуществления супервизорской поддержки служат:
индивидуальные консультации;
метод самонаблюдения для ведения дневника самонаблюдения;
проблемные семинары-обсуждения, проводимые в рамках спецсеминаров;
личный «бизнес-план».
Как видно из перечня, формы и методы связаны с процессом переживания студентом разных психических состояний (например, состояние затруднения в процессе обучения), новых жизненных ситуаций, с освоением нового опыта самостоятельной учебной деятельности. Результатом супервизорства является приобретение студентом нового опыта и осознание своих возможностей в процессе формирования своей академической зрелости.
Изменение позиций субъектов образовательной деятельности
Преподаватели и студенты являются партнёрами согласованного взаимодействия при организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса вуза на основе кредитно-рейтинговой системы обучения. Акулова О.В., Верещагина Н.О., Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. и др. подчеркивают, что в условиях вводимых ФГОС ВПО четко проявляется необходимость новых позиций преподавателя, которые должны быть закреплены в должностных обязанностях, учитываются при распределении нагрузки. Изменение позиции преподавателя требует от него овладение новыми ролями: консультанта, тьютора, модератора групповой работы, куратор образовательной программы и т.д.
Новое в образовании:
Реализация условий преодоления конфликтов у детей
старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...
План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» в 3 классе
Цели и задачи: формировать умение реализовывать практические умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях; совершенствовать развитие физических качеств посредством встречных эстафет; прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Инвентарь: 3 скакалки, 3 тенни ...
Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей развития
теоретического мышления у младших школьников
Психологи, изучая этот познавательный процесс, считают, что мышление представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретические и практические выводы делаются людьми на основе сенсорной информации. Мышление отражает бытие не только в виде отде ...