Одним из источников, формирующих содержание программ по художественно-эстетическому образованию в Элистинском Дворце детского творчества, является этнокультурный учебный материал (см. Приложение 4), органически соединенный с типовым содержанием программ и используемый как национально-региональный (этнокультурный) компонент. Апробирование программ дополнительного художественно-эстетического образования детей с этнокультурным компонентом в Элистинском Дворце детского творчества показало, что этнокультурный компонент, включаемый в содержание занятий детских объединений художественно-эстетической направленности и способствующий воспитанию эстетической культуры учащихся, может быть представлен в следующем виде:
Этнокультурологический учебный материал в сопоставлении с основным (типовым) содержанием образовательных программ.
Сквозные этнокультурологические темы, например: калмыцкая тема в творчестве русских писателей, композиторов, художников; тема русских писателей, композиторов, художников в творчестве калмыцких авторов; калмыцкий фольклор; устное народное творчество в эстетическом становлении личности; этнокультурный компонент произведения искусства как неотъемлемая часть его художественной целостности; тема родной природы; эпос «Джангар» и др.
Этнокультурная (этнокультурологическая) информация как дополнение к основному содержанию отдельных занятий.
Этнокультурологический материал и сквозные этнокультурологические темы реализуются в процессе проектирования содержания программ, отражаются в учебных и методических пособиях. Этнокультурологическая информация дополнительного характера реализуется в ходе отдельных занятий. Отбор и презентация этнокультурного учебного материала, сквозных этнокультурологических тем, дополнительной этнокультурной информации, произведенные с учетом целей обучения, условий обучения, этапа обучения, возрастных особенностей учащихся, их познавательной потребности и образовательной программы, способствуют этнокультурной коннотации дополнительного художественно-эстетического образования детей, призванной интенсифицировать и «обогатить» процесс воспитания эстетической культуры школьников.
Апробирование программ с этнокультурным компонентом в Элистинском Дворце детского творчества показало, что сравнительно-сопоставительный анализ художественных произведений русского и калмыцкого искусства, сопоставление элементов различных культур в процессе преподавания, позволяет стимулировать духовное и эстетическое развитие личности воспитанника, активизировать его творческую и познавательную деятельность. Региональный этнокультурный материал можно использовать для расширения основных тем и разделов образовательной программы, для выработки искусствоведческой и культурологической компетенции учащихся.
В ходе формирующего эксперимента в Элистинском Дворце детского творчества этнокультурными художественно-эстетическими образовательными объединениями стали следующие: калмыцкий ансамбль песни и танца «Седкл» («душа»); ансамбль русской песни «Ивушка»; студия современного изобразительного искусства «Авангард»; театральное объединение «Фантазия»; детское объединение «Юный домбрист»; ансамбль калмыцких народных инструментов «Алтн орго» («золотой дворец»); литературно-творческая студия «Проба пера»; «Мастерская художественных ремесел»; художественно-творческое объединение «Юный скульптор»; студия декоративно-прикладного творчества «Русский народный костюм»; детские художественные объединения «Мягкая игрушка», «Узелковая фантазия», «Декоративные цветы»; студия «Дизайн-театр»; вокально-хоровая студия «Хамдан» («вместе»).
Реализация программы потребовала реорганизации отдельных детских объединений художественно-эстетического профиля. Так, была создана «Мастерская художественных ремесел» на базе действовавших ранее объединений «Бисероплетение», «Сувенир» и «Начальное техническое моделирование». Детские объединения «Вышивка» и «Изделия из кожи» были объединены в студию «Русский народный костюм». Детское объединение «Юный этнограф» преобразовано в фольклорно-этнографическое объединение «Джангрин ачнр» («внуки Джангара»), «Юный художник» - в студию современного изобразительного искусства «Авангард», «Вокальная группа» - в вокально-хоровую студию «Хамдан» («вместе»), а «Народные инструменты» - в ансамбль калмыцких народных инструментов «Алтн орго» («золотой Дворец»).
Новое в образовании:
Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из
неблагополучных семей
Социальный приют для детей и подростков – это воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. На момент прохождения преддипломной практики и реализации программы, в КОГКУ СО «Сунский социальный прию ...
Сводный тематический план дисциплины «Конструирование и производство автотракторной
техники»
Содержание и разделы дисциплины указаны в сводном тематическом плане (таблица 1). Сводный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» с разбивкой его по темам и часам. Таблица 1. Сводный тематический план по дисципли ...
Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы в специальной
школе VII вида
Решая образовательно-воспитательные задачи краеведческого образования в специальной школе VII вида, необходимо учитывать особенности детей с ЗПР и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса. На внеклассных занятиях по краеведению коррекционно-развивающие задачи определяются ...