Построим в одной системе координат графики функций: у= х² и у= х²+4.
у= х²+4 точно такая же парабола, как и у= х², но только сдвинутая вдоль оси у на 4 единицы масштаба вверх.
Построим в одной системе координат графики функций: у= х² и у= х²-2
у= х²-2 получается из параболы у= х² сдвигом вдоль оси у на 2 единицы масштаба вниз.
На основе этих примеров выводится правило:
& чтобы построить график функции у=f(x)+m, где m- заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции у=f(x) вдоль оси у на m единиц масштаба вверх;
чтобы построить график функции у=f(x)-m, где m- заданное положительное число, нужно сдвинуть график функции у=f(x) вдоль оси у на m единиц масштаба вниз.
Знакомство восьмиклассников с преобразованиями графиков функций заканчивается изучением композицией изученных преобразований.
Рассмотрим следующие примеры:
Построить график функции у= (х-2)²-3.
Осуществим построение по этапам:
Построим график функции у= х²;
Сдвинем параболу у= х² на 2 единицы вправо, получим график функции у=(х-2)²;
Сдвинем параболу у= (х-2)² на 3 единицы вниз, получим график функции у= (х-2)²-3.
Но возможен и другой способ построения:
- графиком функции у= (х-2)²-3 является та же парабола, что и у= х², только вершина переместилась из точки (0;0) в точку (2;-3). Поэтому можем перейти к новой системе координат с началом в точке (2;-3). Для этого построим прямые х=2, у=-3 и воспользуемся шаблоном параболы у= х².
Рассмотрим пример у= -2(х+3)²+1, используя новую систему координат.
Перейдем к вспомогательной системе координат с началом в точке (-3;1);
Привяжем функцию у= -2х² к новой системе координат.
На основе этих примеров авторы предлагают следующие алгоритмы построения графиков функции у=f(x+l)+m.
Алгоритм 1.
Построить график функции у=f(x).
2) Осуществить параллельный перенос графика у=f(x) вдоль оси х на IlI единиц масштаба влево, l>0, и вправо, если l<0;
Осуществить параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси у на ImI единиц масштаба вверх, m>0, и вниз, если m<0.
Алгоритм 2.
Перейти к вспомогательной системе координат, проведя (пунктиром) вспомогательные прямые х=-l, у=m, т.е. выбрав в качестве начала новой системы координат точку (-l; m);
К новой системе координат привязать график функции у=f(x).
Рассмотрим систему упражнений, которая вынесена в отдельную книгу «Задачник». Авторы дают объемный и разноплановый набор упражнений, которого достаточно для работы с учащимися на уроке, для домашних заданий, самостоятельных работ.
В каждом параграфе упражнения сосредоточены по отдельным подтемам, соответствующим теоретическому материалу учебника, внутри подтем достаточно четко выдерживается линия нарастания трудности, что позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению.
В каждом параграфе упражнения сконцентрированы по двум блокам:
первый – до черты - содержит задания базового и среднего уровней трудности;
Новое в образовании:
Роль математики в формирования логической грамотности
у учащихся начальной школы
Математика способствует развитию логического мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. В математике логическая строгость и стройнос ...
Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной
групп исследования
Цель: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования. На данном этапе исследования использовались методики: -Л.С. Выготского « Психологическое обследование детей» (Задание № 1); -О.Н. Усановой «Диагностика уровня и кач ...
Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – ...