В своей работе мы ориентировались не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Учитывали, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа с воспитанниками строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих испытуемых, побуждавшая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Разработанная нами программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовной его стороны. Так как с детства надо, чтобы ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Уголок здоровья был оформлен в форме книги. После каждого занятия мы с воспитанниками добавляли новую страницу, в оформлении, которой принимали участие сами дети. Также был оформлен стенд «Советы стоматолога» у стоматологического кабинета.
Занятия проводились один – два раза в неделю. А практическое применение полученных знаний, то есть отработка навыков и формирование полезных привычек, происходило в каждый день пребывания детей в санатории. Контроль и стимулирование их выполнения осуществлялся медицинским и педагогическим персоналом, а также самими детьми. Также на каждого воспитанника были заведены «копилки полезных привычек» (прозрачные баночки), которые пополнялись в каждый день новыми «привычками» (разноцветные бусинки, каждый цвет имел свое значение, то есть соблюдение тех или иных правил ЗОЖ). В конце каждого месяца подводились итоги и награждение победителей медалями «Защитника здоровья».
Таким образом, в проведении воспитательной работы мы использовали следующие здоровьесберегающие технологии: санитарно-гигиенические (создание оптимального функционирования образовательного учреждения); медико-профилактические (все перечисленные в первой главе нашей работы); педагогические (организационно-педагогические, психолого-педагогические, физкультурно-оздоровительные, информационные, медико-педагогические).
Взаимодействие педагогов с медицинскими работниками производилось в следующих формах: прямая (совместная разработка, организация и проведение занятий, подбор материалов и оформление стендов); косвенная (параллельный контроль над физическим здоровьем детей и за соблюдением правил ЗОЖ).
Анализ эффективности реализации здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с позиции формирования валеологической грамотности младших школьников
Спустя три месяца мы провели повторное исследование по тем же методикам, что и на первом этапе исследования, которое проводилось с целью выявления эффективности системы воспитательной работы в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница» построенной на основе здоровьесберегающего подхода. Единственным изменением в исследовании была замена и объединение вопросов 7 и 8 анкеты «Здоровье» (Приложение 8) на вопрос: «Говорите ли вы в санатории о здоровье? О чем именно?», так как данные вопросы (7;8) стали не актуальными на втором этапе нашего исследования.
Новое в образовании:
Развитие логической мышления при изучения раздела «Основы
алгоритмизации»
В основе системы знаний учащихся лежит сформированность системы понятий изучаемой предметной области. Владение понятийным аппаратом в большей степени определяет понимание учебного материала, его использование для решения прикладных задач. Каждое новое вводимое понятие должно быть четко определено, ...
Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с
ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...